Как выявить неэффективных сотрудников?

Эффективный работник приносит компании больше пользы, чем та тратит на его содержание в штате. Рассказываем в статье, как организовать результативную систему менеджмента персонала и выявить «балласт».
Как выявить неэффективных сотрудников?

Как выявить неэффективных сотрудников?

В научной фантастике ГОСТ Р ИСО 10018-2014 про менеджмент качества персонала нерезультативных работников отсеивают еще на этапе заполнения вакансии. Руководитель определяет критерии отбора, а рекрутеры находят идеального кандидата под них. 

Но даже профессиональный подбор персонала не гарантирует, что сотрудник будет работать с полной отдачей. Причины появления «балласта» в организации разные:

  • ошибки в кадровой политике;
  • профессиональное выгорание;
  • игнорирование обучения персонала и др.

Неэффективный работник генерирует для компании убытки — он приносит пользы меньше своей зарплаты. Расскажем про несколько методов определить «слабое звено» в трудовом коллективе.

Эффективность работника

Менеджмент персонала основан на общих принципах управления:

  • руководитель анализирует, как компетентность сотрудников соответствует требованиям бизнеса;
  • планирует развитие человеческих ресурсов;
  • внедряет систему мотивации персонала, проводит обучение;
  • оценивает результаты работы каждого сотрудника и получает данные для анализа компетентности.

Как это реализуют на практике:

  1. Руководитель определяет цели бизнеса. Оптимизирует под них оргструктуру и бизнес-процессы выстраивает маршруты коммуникаций.
  2. Определяет квалификационные требования к работникам. Без выполнения предыдущего пункта они будут жить «сами по себе», и даже суперпрофессионал в информационном вакууме будет работать неэффективно.
  3. Устанавливает показатели результативности для персонала, способы и периодичность их измерения. Без этого вывод о «неэффективности» работника будет субъективным.

О том, как оценить результативность персонала, читайте в нашем блоге. В этой статье мы расскажем подробнее про три метода измерения эффективности отдельных сотрудников: «фотография рабочего дня», кадровый аудит, отчетность.

Отчеты и KPI

Индикаторы результативности деятельности (их вариант — KPI) используют чаще всего. Компания устанавливает показатели, по которым оценивает выполнение задач и достижение целей бизнеса:

  • для организации в целом;
  • для структурных подразделений;
  • для отдельных сотрудников.

Руководитель собирает регулярную отчетность о выполнении показателей, анализирует и делает выводы об «эффективности» отдельных сотрудников. Современные цифровые средства помогают автоматизировать процесс и даже отследить временные затраты на выполнение:

  1. Канбан-доски типа Trello. Пользователь видит, на какой стадии выполнения находится задача, и сколько времени она «висит» у конкретного исполнителя.
  2. CRM-системы типа Битрикс, 1С. Помогают ставить задачи со сроками участникам, собирать отчетность.
  3. Сервисы автоматизации бизнеса. Например, Platrum позволяет отслеживать ключевые показатели должности по каждому сотруднику, включенному в систему.

Достоинства и недостатки оценки по отчетности

Плюсы:

  • система прозрачна;
  • применима ко всем сотрудникам;
  • не требует много ресурсов по сравнению с другими способами.

Минусы:

  • подготовка и анализ отчетов «съедают» рабочее время;
  • систему можно обмануть, а показатели выполнения — подогнать;
  • без понятных бизнес-процессов отчетность не дает объективную оценку.

Выявили неэффективную работу подразделения или работника — копаем глубже и ищем причины низкой отдачи.Проверить корректность оценки по показателям выполнения помогут другие методы.

Фотография рабочего дня

Руководитель отслеживает, чем занят работник в рабочее время, и как распределены обязанности внутри подразделения. «Фото» делают с помощью специальных программ или привлекают отдельного сотрудника. Тот проводит весь день в проверяемом подразделении, опрашивает работников, делает записи.

Метод помогает выявить недобросовестных сотрудников, которые тратят рабочее время на решение личных задач. Также он показывает неравномерное распределение нагрузки внутри подразделения. Например, основную работу по подготовке документов выполняет простой инженер, а ведущий специалист сам себе назначил только обзвон коллег и контрагентов. В нашей практике был такой случай.

Программа Time Doctor следит, как сотрудник выполняет порученное дело, и какие ресурсы на компьютере использует. Сервис делает скриншоты рабочего стола, фиксирует время, напоминает про задачу, если работник отвлекся.

Достоинства и недостатки фото

Плюсы:

  • быстрое внедрение и быстрый результат;
  • наглядно показывает эффективность конкретного работника.

Минусы:

  • дорого внедрять для массового управления персоналом;
  • метод не дает объективной оценки при разъездном характере работы.

Кадровый аудит

Работодатель может заказать оценку эффективности конкретных специалистов у независимых экспертов. Те используют научные методы наблюдений, в;том числе, тестирование, интервью.

Руководитель получает не только оценку профессиональных компетенций работника, но и его психологический портрет, степень вовлеченности в интересы компании. По полученным результатам он может планировать стратегию поведения с работником: кадровое перемещение, обучение или увольнение.

Плюсы:

  • сотрудники в беседах с независимым экспертом чаще всего проявляют истинное отношение к работе в компании;
  • аудит помогает выявить скрытые причины снижения эффективности трудового коллектива;
  • позволяет определить не только «проблемных» работников, но и «болезни» бизнеса.

Минусы:

  • дорого и долго — услуги экспертов стоят от 150 тыс. руб., а подготовка отчета занимает не меньше недели;
  • объективность результата зависит от квалификации аудитора.

При выборе компании для оценки персонала не ориентируйтесь на ценовой фактор. Услуги аудитора не могут стоить дешево, но и по высокой стоимости вам могут продать «новичка». Основной критерий — опыт компании в подобных услугах.

Наше агентство проводит оценку персонала с 1991 года. Узнать подробнее, как это работает, можно здесь.

В заключение повторим, что выявление «балласта» имеет смысл только при рабочей системе управления персоналом: понятных бизнес-процессах и системе мотивации. Если руководитель не определился, какие работники ему нужны, менеджмент качества так и останется в разделе научной фантастики.


Остались вопросы —
задайте их нашему менеджеру

 
×
whatsapp